Письмо пером: опыт девятиклассников школы №2

МКОУ "КСОШ 2"
20 ноября учащиеся 9-го класса Куркинской школы №2 приняли участие в мероприятии Куркинского краеведческого музея «Аз, буки, веди» по Пушкинской карте. Ребята перевоплотились в учеников церковно-приходской школы и на практике попробовали писать тексты пером и чернилами — как это делали их предшественники на кириллице и глаголице.
Мастер-класс стал не столько исторической реконструкцией, сколько живым уроком письменной культуры: участники не просто слушали рассказ о прошлом, а лично почувствовали, как менялась письменность и инструменты письма на протяжении столетий. Им предстояло овладеть техникой, которая использовалась приблизительно с IV века нашей эры до начала XX века, пока шариковые ручки не стали повсеместной заменой классическим перам и чернилам.
Вначале люди писали натуральными перьями — чаще всего гусиными. Со временем конструкция письменного инструмента трансформировалась: с XVII века перья стали вставлять в металлические держатели, что облегчало работу; а в XIX веке металлические перья получили широкое распространение и окончательно изменили ощущение письма. На занятии ребята ознакомились с этой эволюцией на практике, почувствовали разницу в управлении инструментом и в умении дозировать чернила при написании букв.
Чернила, также имеют исторические корни. Раньше их готовили из натуральных красящих веществ: сажа или охра использовались для получения чёрного цвета; чернильные орешки — наросты на дубовых листьях — служили традиционной основой; ржавчина и другие натуральные красители применялись для получения разных оттенков. Такие краски смешивали с водой и связывающими веществами, например клеем или гумиарабиком, чтобы добиться нужной густоты и стойкости. Этот простой химический состав определял не только внешний вид текста, но и особенности письма: насыщенность штриха, скорость высыхания, возможность корректировки.
Школьникам объяснили и главное различие между двумя старославянскими алфавитами, с которыми они работали: глаголицей и кириллицей. По представленному материалу, глаголица — первая славянская азбука с характерными, порой округлыми или угловатыми начертаниями; она выделяется оригинальностью форм. Кириллица, названная в честь Кирилла, возникла позже и представляет собой более упрощённый набор знаков, созданный на основе греческого уставного письма, но дополненный буквами для обозначения славянских звуков. Системы различаются порядком букв и их числовыми значениями, что делает каждую из них значимой для понимания истории письменности.
Практическая часть мероприятия позволила ученикам школы №2 не только познакомиться с материалами и техникой письма, но и прочувствовать связь поколений: как менялись инструменты и алфавиты, так и подход к передаче знаний эволюционировал, оставаясь частью общей традиции письменной культуры. Участие в таком занятии расширяет понимание исторической преемственности и даёт учащимся редкую возможность прикоснуться к ремеслу, которое когда-то было основным способом сохранения и передачи информации.
Фоторепортаж