Артикуляционная гимнастика как база для развития правильной речи
Речевые звуки образуются посредством сложного комплекса артикуляционных движений. Артикуляция подразумевает под собой работу органов речи при произнесении слогов, слов, фраз. К органам артикуляции относят: гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твёрдое нёбо (ротоглотку), зубы верхней и нижней челюсти (прикус), губы, носоглотку и резонаторные полости, участвующие в порождении звуков речи и голоса. Координация органов артикуляции происходит в речевых зонах коры и подкорковых образованиях головного мозга.
Выработка того или иного движения открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за их отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в самой речи, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.
Если ребёнок имеет какие-либо проблемы со звукопроизношением, важно проводить работу по развитию артикуляционного аппарата. Такая работа подразумевает выполнение артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Существует много различных артикуляционных упражнений. Примеры:
- Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 10. («Лопаточка»)
- Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 10. («Заборчик»)
- Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 10. («Хоботок»)
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определённую последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Прежде чем выполнять артикуляционные упражнения, следует правильно подобрать комплекс артикуляционной гимнастики. Так как проблемы нарушения звукопроизношения могут быть разными: слабые мышцы языка, или наоборот язык сильно напряжён и др. Поэтому лучше обратится за помощью к специалисту.
Логопед ГУ ТО СРЦН № 5: Финькова Ирина Анатольевна
Если Вы хотите записаться на консультацию, занятие к специалистам, просто позвоните по телефону: 8(48741)-5-03-47 – обязательно скажите, что Вы из Куркинского района, назовите свои контактные данные и проблему, которую хотите решить. Специалисты ГУ ТО СРЦН №5, реализующие проект «Мой семейный центр», готовы оказать консультационную поддержку детям и родителям.