• gazvpered@tularegion.org
  • 301940, Тульская область, Куркинский район, п. Куркино, ул. Театральная, д. 22
  • +7 (48743) 5-13-15+7-920-765-97-03
 
01.10.2015 09:00:18

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по отражению в государственных программах субъектов Российской Федерации вопросов развития и повышения готовности территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включа

УТВЕРЖДЕНЫ протоколом заседания

Правительственной комиссии по

предупреждению и ликвидации

чрезвычайных ситуаций и обеспечению

пожарной безопасности от 28 августа 2015 г. № 7

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по отражению в государственных программах субъектов Российской Федерации вопросов развития и повышения готовности территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая формирование соответствующих показателей 2015 год

 СОДЕРЖАНИЕ

Список сокращений…………………………………………………

Термины и определения……………………………………………

1. Общие положения…………………………………………………...

2. Порядок подготовки предложений в перечень программных мероприятий по развитию и повышению готовности территориальных подсистем РСЧС………………………………...

 3. Процедура формирования соответствующих целевых показателей (индикаторов), характеризующих ход реализации программных мероприятий …………………………..

Перечень нормативных правовых актов…………………………..

4 Список сокращений

ГЛОНАСС глобальная навигационная спутниковая система

КСЭОН комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций

ОКСИОН общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения

ОМСУ орган местного самоуправления

РСЧС единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

ФОИВ федеральный орган исполнительной власти ЧС чрезвычайная ситуация GPS global positioning system

 1. Термины и определения

Аварийно-спасательные работы – действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения [Федеральный закон от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей», пункт 7 статьи 1].

Деструктивные события – чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, пожары и происшествия на водных объектах [Постановление Правительства от 15 апреля 2014 г. № 300 «О государственной программе Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»].

Защитное сооружение гражданской обороны – специальное сооружение, предназначенное для защиты населения, личного состава сил гражданской обороны, а также техники и имущества гражданской обороны от воздействий средств нападения противника [СП 88.13330.2014, статья 3.4].

Информирование населения о чрезвычайных ситуациях – доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности [Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», статья 1].

Мониторинг чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – система наблюдений, производимых по определенной программе непрерывно или с заданной периодичностью, для оценки состояния окружающей среды или отдельных ее элементов, техногенных объектов, анализа происходящих в них процессов, явлений и своевременного выявления тенденций их изменения, опасных для жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, с целью обеспечения предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [ГОСТ Р 22.1.15-2014, статья 3.1].

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях – доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при военных 5 конфликтах или вследствие этих конфликтов, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите [Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», статья 1].

Органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций – органы управления, создаваемые на каждом уровне функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включающие в себя координационные органы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, постоянно действующие органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органы повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций[Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», пункт 1 статьи 4.1]. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций – опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем [ГОСТ 22.1.02-97/ГОСТ Р 22.1.02-95, статья 3.1.2].

РСЧС – единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах[Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», статья 4].

Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей – специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения[Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», статья 1]. Система управления гражданской обороной – составная часть системы государственного управления Российской Федерации, предназначенная для решения задач в области гражданской обороны и представляющая собой совокупность органов, осуществляющих управление гражданской обороной, а также пунктов управления и технических средств, обеспечивающих управление гражданской обороной [Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», статья 1].

 Средство индивидуальной защиты органов дыхания – носимое на человеке техническое устройство, обеспечивающее защиту организма от ингаляционного воздействия опасных и вредных факторов [ТР ТС 019/2011, статья 2]. Территориальные подсистемы РСЧС – создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий [Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794, пункт 5]. Техническое средство связи – техническое устройство, осуществляющее передачу, обработку и прием сообщений в системе связи [ГОСТ Р 42.3.02-2014, статья 3.1.6].

Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей[Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», статья 1].

 2. Общие положения

2.1 Методические рекомендации по отражению в государственных программах субъектов Российской Федерации вопросов развития и повышения готовности территориальных подсистем РСЧС, включая формирование соответствующих показателей, предназначены для повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

2.2 Методические рекомендации подготовлены в рамках исполнения перечня поручений Президента Российской Федерации по вопросам реализации государственных программ Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № Пр-2333 в соответствии с п. 1 раздела V протокола от 17.04.2015 № 4 заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (образована постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2003 № 11) в целях оказания практической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке (корректировке) государственных программ субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, учитывающие вопросы развития и повышения готовности территориальных подсистем РСЧС, находящихся в их ведении.

2.3 Для развития и повышения готовности территориальных подсистем РСЧС по защите населения и территорий от ЧС, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах при разработке или внесении изменений в государственные программы субъектов Российской Федерации целесообразно предусмотреть выделение самостоятельных (отдельных) подпрограмм (программ) и основных мероприятий, направленных на создание и поддержание в постоянной готовности сил и средств территориальных подсистем РСЧС, а также на повышение защищенности населения и территорий субъектов Российской Федерации от угроз деструктивных событий.

2.4 Разработка комплекса мер по отражению в государственных программах субъектов Российской Федерации вопросов развития и повышения готовности территориальных подсистем РСЧС должна быть направлена на достижение следующих программных целей: обеспечение готовности к реагированию сил и средств территориальных подсистем РСЧС для защиты населения и территорий от ЧС, пожаров и происшествий на водных объектах; создание, содержание и пополнение резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации ЧС межмуниципального и регионального характера, а также запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны;  организацию и проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, пожаров и происшествий на водных объектах; создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления гражданской обороны, систем оповещения и информирования населения, защитных сооружений и других объектов гражданской обороны; организацию подготовки населения способам защиты и действиям в ЧС, мерам пожарной безопасности, мерам безопасности на водных объектах; организацию и проведение среди населения мероприятий по формированию культуры безопасности жизнедеятельности; создание, развитие и организацию эксплуатации комплексной системы безопасности жизнедеятельности субъектов Российской Федерации; создание, развитие и организацию эксплуатации аппаратно-программных комплексов «Безопасный город» на муниципальном уровне; создание, развитие и организацию эксплуатации системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в субъектах Российской Федерации.

3. Порядок подготовки предложений в перечень программных мероприятий по развитию и повышению готовности территориальных подсистем РСЧС

3.1 При формировании (корректировке) государственных программ субъектов Российской Федерации следует учитывать: реально существующую организационную и функциональную структуру системы управления; комплексность планов (программ) и их ресурсное обеспечение (кадровое, материально-техническое, финансовое, информационное и т.д.); альтернативность формирования планов и выделение базовых сценариев, ориентированных на наиболее вероятное благоприятное или неблагоприятное развитие ситуации; необходимость обеспечения согласованности планов различных уровней; возможность выбора эффективного варианта сбалансированного плана и его корректировки.

3.2 Подготовка предложений в перечень программных мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации должна осуществляться с учетом специфики региона по следующим основным направлениям: развитие системы мониторинга и прогнозирования ЧС; совершенствование функционирования органов управления РСЧС, систем оповещения и информирования населения; повышение уровня готовности к оперативному реагированию территориальных подсистем РСЧС на ЧС, пожары и происшествия на водных объектах;9 повышение уровня защиты населения от ЧС, пожаров и происшествий на водных объектах; оснащение сил и средств территориальных подсистем РСЧС современными аварийно-спасательными средствами и оборудованием; совершенствование технологий спасения; накопление средств защиты населения.

3.3 Меры по развитию системы мониторинга и прогнозирования ЧС могут быть направлены на: расширение спектра задач по контролю за состоянием потенциальных источников ЧС и обстановки на территории муниципальных образований субъектов; развитие современных методов, разработки перспективных средств мониторинга и прогнозирования ЧС; повышение обеспеченности лабораторным оборудованием и приборами организаций, участвующих в мониторинге и прогнозировании ЧС; повышение квалификации сотрудников, обеспечивающих мониторинг и прогнозирование ЧС.

3.4 Меры по совершенствованию функционирования органов управления, систем оповещения и информирования населения могут быть направлены на: создание и обеспечение функционирования комплексных систем безопасности жизнедеятельности субъектов Российской Федерации и внедрение аппаратно-программных комплексов «Безопасный город», создание КСЭОН, развитие локальных систем оповещения и ОКСИОН; оснащение пунктов управления современными средствами связи и программно-аналитическими комплексами оценки обстановки и поддержки принятия решений; автоматизацию процесса контроля обстановки, управления силами и информирования вышестоящих органов управления РСЧС; подготовку должностных лиц органов управления в области защиты от ЧС природного и техногенного характера.

3.5 Меры по повышению уровня готовности и оперативности реагирования территориальных подсистем РСЧС на ЧС могут включать: оснащение аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS транспортных средств оперативных служб, привлекаемых для ликвидации ЧС; создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» в соответствии с выбранной уполномоченным органом исполнительной власти моделью построения системы-112»; оснащение сил и средств современными системами связи; наращивание мобильных и многопрофильных возможностей группировки сил территориальных подсистем РСЧС; создание современной учебной и полигонной базы для подготовки органов управления и личного состава сил территориальных подсистем РСЧС; создание, содержание и пополнение резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации ЧС.10

3.6 Меры по повышению уровня защиты населения от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах могут быть направлены на: выполнение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение ЧС, пожаров и происшествий на водных объектах; увеличение количества подразделений пожарной охраны, снижение времени их прибытия в зону ЧС; развитие добровольной пожарной охраны; увеличение количества объектов защиты (учреждений образования, культуры, социального обеспечения и др.), на которых установлены автоматические системы предупреждения и тушения пожаров; увеличение количества оборудованных мест массового отдыха населения на водных объектах; формирование культуры безопасности населения. 3.7 Меры по оснащению сил территориальных подсистем РСЧС современными аварийно-спасательными средствами могут включать техническое перевооружение сил передовой пожарно-спасательной техникой, высокопроизводительными средствами спасения, современными приборами и оборудованием, в том числе: современными средствами доставки спасателей в зону ЧС; роботизированными комплексами поиска пострадавших, тушения пожаров, проведения спасательных работ; беспилотными летательными аппаратами; оборудованием для проведения подводных работ.

3.8 Меры по совершенствованию технологий спасения и накоплению средств защиты населения и территорий от ЧС могут быть направлены на: разработку и внедрение современных технологий спасения пострадавших; накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения, в том числе за счет использования подземного пространства; обновление запасов средств индивидуальной защиты и повышение уровня обеспеченности ими населения.

3.9 В целях повышения эффективности деятельности по защите населения и территорий от ЧС, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, при корректировке (разработке) региональных государственных программ целесообразно предусматривать отдельные подпрограммы, направленные на развитие территориальных подсистем РСЧС. При этом требуется детальное обоснование необходимых объемов и перечня программных мероприятий по предупреждению ЧС с последующим распределением необходимых инвестиций по муниципальным образованиям, городским и сельским поселениям.

4. Процедура формирования соответствующих целевых показателей (индикаторов), характеризующих ход реализации программных мероприятий

4.1 При реализации мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации, направленных на защиту населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, особое внимание необходимо уделить выбору системы показателей результативности программных мероприятий. При этом показатели целесообразно разделять на основные и дополнительные.

4.2 При выборе показателей, характеризующих ход реализации программных мероприятий, необходимо руководствоваться следующими требованиями: показатели должны соответствовать программным целям и в минимальной степени зависеть от реализации других программ; затраты на получение данных по величине показателей должны быть относительно невелики; показатели должны быть сравнимы с показателями аналогичных программ, и с показателями, используемыми в международной практике; показатели должны быть сопоставимы во времени; определение показателя должно обеспечивать однозначность интерпретации данных; процедура сбора данных должна обеспечивать объективность отчетных данных; показатели не должны быть излишне сложными, чтобы их использование не затрудняло сбор и интерпретацию информации.

4.3 В качестве основных показателей программы должны быть использованы: снижение количества деструктивных событий (количество ЧС, пожаров, происшествий на водных объектах); снижение количества населения, погибшего (и пострадавшего) при деструктивных событиях (в ЧС, при пожарах, при происшествиях на водных объектах); снижение экономического ущерба от деструктивных событий (от ЧС, пожаров и происшествий на водных объектах), к примеру в ценах 2010 года.

4.4 Порядок расчета основных показателей может осуществляться как в абсолютных, так и в относительных величинах (к примеру, как снижение по отношению к 2011 году и т.д.).

4.5 В качестве дополнительных показателей развития системы мониторинга и прогнозирования ЧС могут быть использованы: полнота охвата прогнозированием всех видов ЧС; достоверность прогнозов ЧС по времени, месту и масштабам; степень оснащенности сил лабораторного контроля средствами мониторинга и прогнозирования.

4.6 В качестве дополнительных показателей совершенствования функционирования органов управления РСЧС, систем оповещения и информирования населения, могут быть использованы: доля пунктов управления, находящихся в дежурном режиме, к требуемому количеству пунктов; степень оснащения пунктов управления современными средствами связи и программно-аналитическими комплексами; доля должностных лиц органов управления, прошедших подготовку в области защиты от ЧС; степень создания комплексной системы безопасности жизнедеятельности субъекта Российской Федерации или внедрения аппаратно-программного комплекса «Безопасный город»; охват населения системами оповещения (экстренного оповещения); количество людей, информированных о правилах поведения при угрозе и возникновении ЧС; доля региональных и территориальных систем централизованного оповещения, оснащенных новыми техническими средствами (в процентах).

4.7 В качестве дополнительных показателей повышения уровня готовности и оперативности реагирования территориальных подсистем РСЧС на ЧС могут быть использованы: степень обеспечения готовности сил и средств территориальных подсистем РСЧС к выполнению всего спектра задач по ведению спасательных и других неотложных работ, в т.ч. экстренному реагированию; доля оснащения аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS транспортных средств оперативных служб, привлекаемых для ликвидации ЧС; степень создания системы-112 или эффективность ее функционирования (например, отношение количества обращений граждан к числу опасных происшествий); степень оснащения спасательных формирований современными средствами связи; доля современной учебной и полигонной базы для подготовки органов управления и личного состава сил территориальных подсистем РСЧС.

4.8 В качестве дополнительных показателей повышения уровня защиты населения от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах могут быть использованы: уровень достаточности аварийно-спасательных формирований и подразделений пожарной охраны; уровень укомплектованности личным составом сил территориальных подсистем РСЧС; уменьшение среднего времени ликвидации ЧС, тушения пожара, ликвидации происшествия на водном объекте; численность населения, проживающего на неприкрытых пожарной охраной территориях; количество объектов защиты, на которых установлены автоматические системы предупреждения о пожаре и тушения пожаров; количество оборудованных мест массового отдыха населения на водных объектах.

4.9 В качестве дополнительного показателя оснащения сил территориальных подсистем РСЧС современными аварийно-спасательными средствами могут быть использованы отношения количества современных средств к морально или технологически устаревшим по видам аварийно- спасательных работ или по классу (предназначению) этих средств.

4.10 В качестве дополнительных показателей совершенствования технологий спасения и накопления средств защиты населения от чрезвычайных ситуаций могут быть использованы: эффективность технологий спасения пострадавших, применяемых при проведении аварийно-спасательных работ; доля количества защитных сооружений различных видов к необходимому количеству для укрытия населения; доля населения, укрываемого в защитных сооружениях; доля населения, обеспеченного средствами индивидуальной защиты.

4.11 Перечень вышеперечисленных программных мероприятий и дополнительных целевых показателей носит унифицированный характер и может быть скорректирован в зависимости от индивидуальных особенностей субъекта Российской Федерации.

4.12 Для получения информации о значениях показателей результативности возможно использование следующих источников и способов: статистическая и административная отчетность; использование специального измерительного оборудования для физически измеряемых показателей результатов; проведение наблюдений независимыми экспертами, результаты которых фиксируются с помощью шкалы оценок, описывающих несколько вариантов наблюдаемого состояния.

Перечень нормативных правовых актов

1. Конституция Российской Федерации.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145- ФЗ.

3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

4. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». 5. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне». 6. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и 14 исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

7. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

8. Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

9. Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 1632 «О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации».

10. Указ Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций».

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации».

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».

13. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 октября 2013 г. №1007 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 177 «Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени».

15.Постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

16. Постановление Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. № 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств"

17. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. № 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

18. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. №1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны».15 19. Постановление Правительства Российской Федерации» от 4 сентября 2003 г. № 547«О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

20. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

21. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

22. Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2003 г. № 1544-р «О мерах по обеспечению своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и в военное время».

23. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 2446-р «Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».

24. Приказ Минэкономразвития России от 20.11.2013 № 690 «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации».

25. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года.

26. Письмо Минфина России от 30 сентября 2014 г. № 09-05-05/48843.



Возврат к списку

Написать в редакцию