• gazvpered@tularegion.org
  • 301940, Тульская область, Куркинский район, п. Куркино, ул. Театральная, д. 22
  • +7 (48743) 5-13-15+7-920-765-97-03
 
Край Куркинский. История села 08.07.2020 11:44:00

Край Куркинский. История села

По преданию, в наших местах примерно в конце 18 века проживали три разбойника Курка, Ефрем и Епифан.

Старожилы села рассказывают, что в 1916 году в школе священник зачитывал записи из церковной книги. Они гласили, что на месте нашего села Куркино некогда были сплошные буераки, ямы. В то время Русь переживала частые набеги татар. Куркино неоднократно выжигалось иноземцами дотла. Но вновь возрождалось его неутомимыми обитателями.

Через Куркино (тогда еще Лутохино) проходил большой Рязанско-Елецкий тракт – Большак. По нему тянулись купеческие конные обозы с товарами, через него перегоняли скот, с юга на Москву везли заморские товары. В овраге, что рассекал Куркино пополам, обосновалась шайка разбойников под предводительством Курки.

В этом месте удобно было нападать на богатых купцов. Но кони у купцов были добрые, и погоняли их нещадно. И если находились счастливчики, которым повезло проехать это место (в частности дремучий лес), то на окраине они становились на колени и многократно осеняли себя крестным знамением, крестились. Село, возникшее на окраине леса и ныне именуется Кресты. Если же купец держал путь в обратную сторону, то снова, благополучно миновав разбойную засаду в Куркино, мог благодарить судьбу в селенье Кинь-Грусть.

Но это, скорее всего красивая легенда, хотя имеющая под собой основание. Известно, что село Кресты возникло намного раньше Куркино и называлось, как рассказывают старожилы, Иваново-Зиновьево. Но когда хозяином села стал обрусевший немец генерал-майор Пфеллер, он назвал село Крестами, так как здесь пересекались большие дороги, идущие на Лебедянь, Данков, Богородицк.

Да и существование Куркино Московской области тоже ставит под вопрос название нашего поселка. Не может действовать банда разбойников одновременно в разных местах.

Есть также предположение, что из Курска выселяли часть крестьян и расселяли их на территории государства. Этих выходцев называли «курцы», «куряне», так что большая вероятность что именно выселенные крестьяне и дали название нашему селу – Куркино.

Лишь Петру I, вошедшему в силу царского правления, удалось прибрать к рукам южные земли. В 1708 году в числе иных российских городов и весей верхнего и среднего Подонья (в том числе и село Куркино) царь отписал на свое имя, ввел в царское правление.

Таким образом, куркинцы были введены в разряд дворцовых крестьян, поставлявших своих сынов в рекруты на земельные работы под Епифань, Данков, Лебедянь, Ефремов, а иногда и под Воронеж на строительство верфей и шлюзов на Дону и его притоках.

В начале 40-х годов 18 века во времена правления Анны Ивановны, Куркино вновь было отписано в поместное владение. Новым хозяином Куркино стал полковник Преображенского полка А.В.Вангер. Не получив от этого поместья желаемых барышей на производстве и продаже хлеба, спустя десятилетие, Вагнер продал поместье жене епифанского городского дворянина И.Б.Игнатьева. Ему принадлежала не только земля, но и власть на селе.

После отмены крепостного права в 1861 году часть куркинских земель была выкуплена оборотистыми предпринимателями – Сычевым, Миллером, Вознесенским. Становится помещиком и Засядько, получивший после своей тетушки Елены Александровны Засядько по ее духовному завещанию в наследство Куркинское имение.

В молодости он был «на службе его величества». Выйдя в отставку, Засядько поселился одиноким обывателем Куркинской усадьбе, имея намерение посвятить себя сельскому хозяйству. Однако, Засядько непрерывно пьянствовал, жил в одиночестве.

В первой половине XIX века в селе постепенно начала развиваться мелкая торговля. Куркино стояло на бойком месте, на большой дороге, соединявшей Москву с юго страны. Это обстоятельство являлось выгодным в экономическом положении. В селе появились торговые ряды, лавки, трактиры, пивные. Село становилось торговым.

В каждом городе или селении есть две непременные достопримечательности: центр и базар. В нашем поселке они слились: на центральной площади размещалась ярмарка и торговые ряды.

Естественно, что центре торговали купцы и мещане. В двухэтажном доме (его сейчас нет) купца Сычева располагался «Трактир с вином, распивочная на вынос». При трактире имелись так называемые вышибалы – здоровенные верзилы, которые опьяневших мужиков вытаскивали из-за столов и спихивали со 2-го этажа по лестнице. Второй очаг пьянки под вывеской «Казенная винная лавка» располагался на базарной площади, на месте нынешнего Дома культуры.

Облик центра села представлял собой следующую картину: «Расположенные в один ряд вдоль дороги кирпичные избы с тремя окнами на улицу. Остальные три стены во всех избах без окон, ибо выход в сени, во двор и в стену соседней избы». Село было зажато двумя усадьбами помещиков. Куркино могло застраиваться только с одной стороны дороги. Желающим поселиться в селе отводились усадебные участки, допускавшие постройку одной избы о двух половинах. Избы тянулись сплошь без проулков. Ряд изб также был расположен под одной крышей и притом соломенной. В случае пожара крыши выгорали вдоль всего села. Реки, леса не было. Были искусственные пруды, где поили скот и стирали белье. Для питья были вырыты колодцы с очень малым расходом воды. Каждый человек мог израсходовать не более одного стакана воды на умывание. Зимой колодцычасто заносило снегом, и опустить туда ведро было невозможно. Тогда приходилось использовать снег. Дома освещались тусклыми керосиновыми лампами.

Культурный уровень жизни села в это время был очень низкий. В Куркино никаких культурных учреждений – клубов и библиотек – не было.

Приезжали от случая к случаю, странствующие артисты и обычно в трактире делали представление в виде несложных цирковых номеров; водили медведя. Конечно, приходила посмотреть представление вся знать села. Но церковные праздники отмечались особо. Обычно на Пасху в селе устанавливали качели. На Рождество дети ходили по домам Христа славить. Престольным праздником в Куркино был Иоанн Богослов. В эти дни совершались все сельские свадьбы. В это время церковным старостой был помещик Вознесенский, который не жалел денег на благоустройство храма средств.

Еще весной и осенью проходили ярмарки, которые длились по неделе. На площади устанавливали карусели – большой деревянный круг, в центре столб на шестеренке, крутили карусели вручную. Организаторы аттракциона нанимали местных парней крутить этот круг.

На улице иногда можно было видеть шарманщика, который наигрывал «Разлуку», а попугай вынимал «билетики со счастьем» за 2-3 копейки.



Грязь заливала все улицы села Куркино. В осеннюю дождливую погоду перейти дорогу с одной стороны на другую удавалось с большим трудом. Часто можно было наблюдать такую картину: мужчины переносили женщин через дорогу на спине. А в полное бездорожье от непролазной грязи ломались, рвались крестьянские конные упряжки.

Как-то в село просочилась молва, будто тульский губернатор весной проездом должен посетить Куркино. Помещики зашевелились. Волостное управление мобилизовало крестьян на благоустройство дороги. В селе начался переполох. Целыми днями мужики и бабы заравнивали скребками рытвины, выбоины, ухабы. Много было пролито крестьянского пота, но губернатор так и не заглянул в куркинские окрестности.

В дореволюционное время на селе не было улиц, а их обычно называли слободой. Каждая слобода именовалась по фамилии помещика, например, слобода Юсуповская, Гриньковская, Игнатьевская и др. В этих слободах господствовали соответственно помещики Юсупов, Гриньков, Игнатьев и др. Теперь это улицы Ленина, Садовая, им. Дмитрия Донского. Бывшая церковная слобода называется улицей Советской.

Примерно в апреле 1917 года народ в селе разоружил полицию. В это время начал создаваться волисполком. В состав его вошли представители разных слоев населения. Были в нем и революционно настроенные люди.

Но сначала волостной исполнительный комитет некоторое время действовал не в пользу крестьян: здесь сказывалось влияние меньшевиков. И только в конце 1917 года революция пришла в село: жители Куркино разгромили барские усадьбы, а землю, скот и инвентарь раздали бедноте.

Вскоре был создан Совет депутатов трудящихся. В 1918 году в Куркино при нем организовали комитет бедноты, который оказал благоприятное влияние на организационное укрепление Советской власти на селе.

В 1924 году село становится районным центром. Во время Великой Отечественной войны фашисты нанесли большой урон нашему району, но захватить Куркино им не удалось.


В 1947 году, после отмены карточной системы, заметно стала улучшаться торговля продуктами питания, начались сдвиги в бытовом обслуживании населения. В конце 50-х г.г. в Куркино была подведена высоковольтная электролиния. А вскоре в домах загорелись «лампочки Ильича», зашумели электромоторы. Жизнь преображалась с каждым днем.

В 1965 году после мартовского Пленума ЦК КПСС стало уделяться больше внимания строительству на селе. Завершилось строительство сахарного завода. А в связи с этим за короткий срок была сдана в эксплуатацию асфальтированная дорога Товарково-Куркино.

Вскоре открылся Дом быта. Учащиеся школ занимались типовых зданиях, закончилось строительство больничного комплекса.

Продолжение следует...


Возврат к списку

Написать в редакцию